Производство углеродного волокна оптом – сложный, многоэтапный процесс, включающий полимеризацию, стабилизацию, карбонизацию и обработку поверхности. Конечный продукт – высокопрочный, легкий материал, широко используемый в аэрокосмической, автомобильной промышленности и спортивном оборудовании. В данном руководстве детально рассматриваются все этапы этого процесса, от выбора прекурсора до финальной упаковки.
Углеродное волокно – это материал, состоящий почти полностью из атомов углерода, объединенных в длинные тонкие нити. Эти нити в несколько раз тоньше человеческого волоса, но при этом обладают исключительной прочностью на разрыв и очень малым весом.
Благодаря своим уникальным свойствам, углеродное волокно находит применение в самых разных областях:
Прекурсор – это исходный материал, из которого изготавливается углеродное волокно. Наиболее распространенным прекурсором является полиакрилонитрил (ПАН), на его долю приходится около 90% всего производимого углеродного волокна. Другими прекурсорами являются вискоза и нефтяной пек.
Выбор прекурсора влияет на конечные свойства углеродного волокна, такие как прочность, модуль упругости и стоимость.
Полимеризация – это химический процесс, в результате которого маленькие молекулы (мономеры) соединяются в длинные цепочки (полимеры). В случае с ПАН, акрилонитрил подвергается полимеризации с образованием длинных молекул ПАН.
Стабилизация – это процесс нагрева волокна ПАН в воздушной среде при температуре от 200 до 300 °C. Цель этого процесса – предотвратить плавление волокна на следующем этапе карбонизации.
В процессе стабилизации происходит окисление волокна, в результате чего оно становится более термостойким.
Карбонизация – это основной этап производства углеродного волокна оптом, в ходе которого волокно нагревается в инертной атмосфере (например, азоте или аргоне) при температуре от 1000 до 3000 °C. В процессе карбонизации из волокна удаляются все элементы, кроме углерода.
Температура карбонизации влияет на свойства конечного продукта. Более высокие температуры приводят к образованию волокна с более высокой прочностью и модулем упругости.
После карбонизации поверхность углеродного волокна становится гладкой и химически инертной, что затрудняет его сцепление с матричными материалами, такими как эпоксидные смолы. Для улучшения адгезии волокно подвергают обработке поверхности.
Существует несколько методов обработки поверхности, включая окисление, плазменную обработку и нанесение тонких пленок.
Замасливатель – это тонкий слой органического вещества, который наносится на поверхность углеродного волокна для защиты от повреждений при транспортировке и переработке, а также для улучшения его сцепления с матричными материалами.
Выбор замасливателя зависит от типа матричного материала, с которым будет использоваться углеродное волокно.
После нанесения замасливателя углеродное волокно наматывается на бобины или катушки и упаковывается для транспортировки потребителям.
Качество углеродного волокна зависит от множества факторов, включая:
В России производство углеродного волокна оптом развивается достаточно активно, появляются новые производители и расширяется ассортимент выпускаемой продукции. Одним из перспективных направлений является применение углеродного волокна в строительстве и инфраструктуре, о чем свидетельствует спрос на продукцию, представленную, например, на сайте компании Tianye Environmental Protection Technology, специализирующейся на поставках современных строительных материалов.
Тип волокна | Прочность на разрыв (МПа) | Модуль упругости (ГПа) | Преимущества | Недостатки |
---|---|---|---|---|
Стандартное (General Purpose) | 3450 | 230 | Низкая стоимость | Относительно низкая прочность |
Высокопрочное (High Strength) | 5500 | 230 | Высокая прочность | Более высокая стоимость |
Высокомодульное (High Modulus) | 4140 | 380 | Высокая жесткость | Более высокая стоимость, хрупкость |
Производство углеродного волокна продолжает развиваться, появляются новые технологии и снижается стоимость. Ожидается, что в ближайшие годы спрос на углеродное волокно будет расти, особенно в таких отраслях, как авиационная и автомобильная промышленность, а также в сфере возобновляемой энергетики.